Фонетическая зарядка– специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно.
ЦЕЛЬ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ:
-
Предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка — слуховых, произносительных, ритмико-интонационных.
-
Отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались, недостаточно сформированными.
СОДЕРЖАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ
- чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;
- чтение сложных в фонетическом отношении частей предложения, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с начала или с конца;
- слушание с целью определения ошибок;
- распознавание диалектов;
- определение отношения к чему-либо по интонации;
- произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи;
- повторение в паузу;
- повторение синхронно за диктором/учителем/товарищем;
- узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение и т. д.
МЕСТО ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКЕ
У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. Не вызывает сомнения тот факт, что фонетическая зарядка тяготеет к началу урока, так как в данном случае она нейтрализует влияние звуковой среды родного языка, способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока.
Но фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи:
Работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности. Место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею. Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Фонетическая зарядка помогает их предвосхитить и избежать. Это может быть контрольное чтение вслух или наизусть, декламация стихотворения или драматизация диалога, употребление новой лексики, аудирование и т. д. В учебном процессе фонетические зарядки можно использовать при работе над:
1. фонетическим материалом – традиционная фонетическая зарядка;
2. Лексическим материалом – лексическая фонетическая зарядка;
3. Грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка;
4. аудированием
5. Говорением
6. Чтением
7. Письмом
4-7 - интегрированные фонетические зарядки;
8. Снятие напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка;
9. Общим развитием – общеобразовательная фонетическая зарядка (фонетическая отработка реалий страны изучаемого языка).
Фонетическую зарядку нужно проводить систематически, варьировать ее место в структуре урока исходя из методической целесообразности, задач, уровня обученности учащихся и этапа обучения.
|