ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Одной из приоритетных задач современного общества все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных способностей в социально ценной деятельности.
В 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми. В 2001 году Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию модернизации российского образования, где указывается, что важнейшей задачей в условиях новых социальных требований к системе российского образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
Основная проблема одаренных детей – реализация их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Задача педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию. Учителя иностранного языка могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с другими дисциплинами, обеспечивающими успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования.
Одаренные дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одаренные дети приобретут и разовьют необходимые навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия. В этой связи ЦЕЛЬ обучения одаренных детей иностранному языку может быть определена следующим образом: развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
СОДЕРЖАНИЕ обучения иностранному языку одаренных детей должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях, и сформировать социальную компетенцию. Социальная компетенция – это «необходимость вступать в коммуникативные отношения с другими людьми».
Для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные и коллективные формы работы(парные, групповые, командные), которые дают возможность одаренному адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.
Наиболее эффективным является использование МЕТОДА ПРОЕКТОВ. Преимущества данного метода:
· Реализация дифференцированного подхода в обучении;
· Возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы;
· Многообразие форм реализации проекта и оформления конечного результата;
· Возможность осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность как в рамках одного, так и нескольких учебных предметов;
· Реализация творческого потенциала учащихся, создание позитивного настроя (ситуации успеха) и стимула для дальнейшего творчества;
· Повышение самооценки;
· Создание позитивной модели социального взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебного, исследовательского и научно-познавательного общения;
· Использование иностранного языка как инструмента познания и средства общения.
Основы исследовательской деятельности закладываются в 5-7 классах. Осуществлять работу над проектами можно как на уроке, так и в режиме внеклассной работы. Защита проектов может быть использована как форма контроля и определения уровня сформированности социальной компетенции.
Литература:
1. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка//Иностр. языки в школе.-2007.-№3-С.27-33.
2. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку//Иностр.языки в школе.-2008.-№1- С.21-27.
|